![]() ![]() ![]() |
|
![]() Основной закон активного развития ребёнка2015, Июл - 30
Один из базовых законов педагогики озвучил в начале двадцатого века Л. С. Выготский. Суть его сводится к тому, что освоение новых навыков и способностей детьми невозможно без предварительного знакомства с ними совместно с педагогом (родителями). Для наглядности можно представить две сферы. Сфера внутри, меньшего размера, состоит из умений, которые ребёнок в состоянии реализовать сам. Наружная, большая сфера, называемая зоной активного развития, формируется из действий, в которые он вовлекается взрослыми в качестве зрителя или участника. Что важно - обе сферы должны непрерывно расширяться. До достижения ребёнком определённого возраста большинство родителей интуитивно следуют этой тактике. Кода малыш начинает ходить, нет ни смысла, ни, собственно, возможности, донести до него информацию о преимуществах такого способа передвижения. Заботливая мама или, пораньше вернувшийся с работы, отец просто идут перед ним, призывая следовать своему примеру и поддерживая при необходимости. Когда ребёнок подрастёт, эти же родители считают допустимым ограничить своё участие в развитии предоставлением ценных указаний. Часть из этих указаний открыто саботируются, остальные могут выполняться. Но велико ли значение достижений, полученных по методике «чтобы научить плавать - брось в воду». Поплыть-то ребёнок, может, и поплывёт, а вот какой ценой? Получит ли от этого удовольствие? Захочет ли вернуться в воду по собственному желанию? Осмелится ли научиться нырять? Главным, и наиболее эффективным, методом расширения личных горизонтов взрослеющего человека был и остаётся личный пример. Основная задача родителей на долгие годы - сделать зону активного развития ребёнка, как можно шире. Вовлекать его в cвои занятия, брать с собой, давая возможность освоить разные модели поведения, открывать новые для себя сферы знаний, чтобы увлечь ими подрастающего члена семьи. Причём освоение новых навыков – это наиболее очевидный, но далеко не самый ценный результат применения подобной тактики. Гораздо важнее, что ребёнок, таким образом, научится обучать себя, и приобретёт уверенность в своих силах. Не стоит прилагать усилия, чтобы обе сферы сравнялись в объёме. Заинтересовавшись, ребёнок однажды захочет повторить действия, которые привлекли его внимание. Доверяйте ему сделать самостоятельно то, к чему он готов, но не стимулируйте активность чрезмерно. До того как заговорить, человек уже имеет значительный пассивный словарный запас. И никто не знает, какое слово он захочет произнести первым. Позволяйте ребёнку накапливать потенциал. Рано или поздно он будет реализован. |
|
![]() ООО "Хамонерия" 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, дом 1-3 Тел.: +7 (812) 292-4949 ООО "Хамонерия М" 117303, Москва, ул. Болотниковская, дом 23 Тел.: +7 (495) 937-9573, +7 (495) 310-8042 |